8 800 100−95−17 — Звонок по России бесплатный, +7 (495) 765−49−21 — Москва
zakaz@mospoleko.ru

Нейробиологи объяснили, почему нам трудно сделать выбор из большого числа вариантов

Специалисты из Калифорнийского технологического института поняли, почему большое число вариантов при выборе вводит нас в ступор. Вдобавок они узнали, какое количество пунктов для выбора является наиболее оптимальным. Данная работа была освещена в журнале Nature Human Behavior.

С этой проблемой сталкивались все, кто, к примеру, посещал ресторан. Большое количество пунктов меню приводит нас в растерянность, и мы уже не в состоянии быстро и легко сделать выбор. В психологии этому даже есть специальное название – «перегрузка выбора». Примерно двадцать лет назад было проведено исследование, наглядно подтверждающее это явление. В одном из продуктовых магазинов учёные выставили столы со «съедобной рекламой» — баночками с разными видами варенья, имеющегося в продаже. На одних столах баночек было очень много, на других – всего пять или шесть. Оказалось, что люди часто подходили к столам с большим числом баночек; однако те из них, кто подходили к столам с малым количеством баночек, принимали решение о покупке гораздо быстрее.

Эта проблема на самом деле может серьёзно отражаться на экономике. Например, в Швеции появилось огромное количество частных пенсионных фондов – более сотни, но только незначительное количество пенсионеров сделали свой выбор в пользу какого-то конкретного фонда.

Теперь же учёные провели новое исследование, к которому подключили высокие технологии, в том числе и лабораторные стерилизаторы. Испытуемым предлагалось выбрать наиболее понравившийся рисунок, который они могли напечатать на кружке и унести с собой. В одном случае рисунков было шесть, в другом – двенадцать, в третьем – двадцать четыре. К участникам были подключены приборы МРТ, которые показывали, какие области мозга работали в момент выбора.

Прибор показал, что в ситуации выбора активизируются две зоны мозга. Одна из них отвечает за оценку выгоды и затрат, другая определяет стоимость предмета. Любопытно, что максимальную активность эти зоны проявляли, если пунктов выбора было двенадцать, а минимальную – если их было двадцать четыре. Почему так происходит? Вероятно, увеличение числа пунктов выбора вначале облегчает мозгу задачу, потому что он может выбрать наиболее выгодный вариант; но при дальнейшем повышении пунктов мозгу становится всё труднее анализировать все варианты, для этого требуется большое количество энергии.

Так было определено примерное число пунктов для оптимального выбора. Их не обязательно может быть именно двенадцать, но список не должен быть слишком длинным.

100
08.11.2018 г.
8 800 100−95−17 - Звонок по России бесплатный, +7 (495) 765−49−21 - Москва
zakaz@mospoleko.ru
TOP